Министр иностранных дел России Сергей Лавров провёл небольшую пресс-конференцию. Часть первая:
Начиная с 20 мая и до 8 часов утра сегодняшнего дня, 23 мая, украинская сторона осуществила запуск рекордного количества боевых беспилотников (788) по гражданским целям и мирным гражданам Российской Федерации. Все атаки были отражены, хотя, к сожалению, есть погибшие и раненые. Мы выпустили специальное заявление Министерства иностранных дел по этому поводу. Оно широко распространяется среди государств и в международных организациях.Считаем подобное поведение прямым следствием поддержки украинских нацистов, прежде всего, со стороны некоторых европейских стран во главе с Британией, Францией, Германией, руководством Европейского Союза. Убеждены, что они несут свою долю ответственности за эти преступления. Будем твердо добиваться того, чтобы был положен конец этой политике.
Налицо попытка сорвать мирные переговоры и подорвать процесс, начатый в Стамбуле по итогам договоренности между Президентом России Владимиром Путиным и Президентом США Дональдом Трампом. Он предусматривал обмен военнопленными «тысяча на тысячу», и продолжение работы над документами, в которых будут сформулированы конкретные условия и требования, выполнение которых необходимо для заключения договоренностей. Будем продолжать эту работу, невзирая ни на какие провокации.
Продолжит ли Россия стремиться к мирному урегулированию?
Остаемся привержены мирному урегулированию. Мы всегда открыты для переговоров. Президент России Владимир Путин это неоднократно подтверждал публично и в своих переговорах с зарубежными деятелями.Обращаю Ваше внимание, что все жесты доброй воли, которые мы предпринимали, включая перемирие по случаю православной Пасхи, Дня Победы, равно как и перемирия в виде месячного моратория на атаки по энергетической инфраструктуре, о котором было объявлено после разговора президентов Владимира Путина и Дональда Трампа, нами соблюдались. Все они срывались Украиной, продолжавшей свои агрессивные и преступные действия в ходе объявленных нами пауз в ведении боевых действий.
Еще раз подчеркну, мы также привержены тем договоренностям, которые были достигнуты недавно в Стамбуле между делегациями России и Украины. Мы завершаем нашу подготовительную работу по составлению списка для обмена военнопленными по принципу «тысяча на тысячу».
Активно работаем над второй частью договоренностей, которая предусматривает подготовку каждой из сторон проекта документа с изложением условий достижения устойчивой, долгосрочной, всеобъемлющей договоренности об урегулировании. Как только завершится обмен военнопленными, к этому времени мы будем готовы передать украинской стороне проект такого документа, который российская сторона сейчас завершает.
Вы заявили о том, что международные организации будут информированы о заявлении МИД. Какой реакции от них Вы ожидаете?
Исхожу из того, что реакция должна быть основана на тех основополагающих документах, которые лежат в основе деятельности Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, других многосторонних структур, и которые требуют безусловно исключить в ходе военных действий любые атаки по гражданским объектам. Этого же требуют и многочисленные конвенции, определяющие принципы международного гуманитарного права.Все эти годы они попираются киевским режимом, который нарушает правила ведения боевых действий, общепринятые во всем мире, игнорирует и вообще ставит под сомнение свою способность быть ответственным членом мирового сообщества.
Ожидаем реакцию ООН. Тем более, что в комментариях, которые в ходе специальной военной операции мы слышим из уст Генерального секретаря Антониу Гутерриша и его официальных представителей, просматривается нежелание или неспособность руководствоваться своими прямыми обязанностями, прежде всего, соблюдением принципов Устава ООН.