На днях китайский производитель игрушек Labubu — Pop Mart — подал заявку на регистрацию товарного знака в России. В Китае редкие версии фигурок уже перепродаются за тысячи долларов, а владелец компании Ван Нин с состоянием в $22 млрд стал одним из богатейших людей КНР.
Прежде чем приобретать кукол в России, стоит ознакомиться с историей другого маркетингового гения в области игрушек, считает Николай Молчанов, кандидат психологических наук, специалист по управлению поведением и автор блога «Психология Маркетинга»:
«В начале 90-х в США наблюдался психоз потребительской культуры, возникший вокруг игрушек Beanie Babies. Они отличались лишь набивкой из пластиковых гранул, что не произвело особого впечатления на покупателей. Так что Тай Уорнер, владелец компании, стал активно использовать комбинацию тяги людей к новизне, любопытству и дефициту.
Никто не знал, в каком магазине появится та или иная модель или сколько всего игрушек выпущено в серии. Cобрать всю коллекцию сразу было невозможно. В магазины игрушки поставлялись в небольшом количестве — у покупателей создавалось впечатление, что товар уже почти распродан.
Постепенно охота превратилась в манию. В Чикаго грабители организовали налет на склад, в магазинах происходили драки. Что освещалось в СМИ, способствуя нагнетанию ажиотажа.
На вторичном рынке куклы уходили за десятки тысяч долларов — это был инвестиционный инструмент.
Ван Нин поступал схожим образом. Его Pop Mart продавала "котов в мешке" — игрушки в закрытых коробках, так что покупатели не могли знать, какую именно модель приобрели.
Только в конечном итоге люди понимают, что пятидолларовый мишка — не объект для инвестиций, а игрушка, набитая гранулами. В случае с Beanie Babies пузырь взорвался.
Да и Лабубу уже скрывается в прошлом современной поп-культуры. На подходе — Вакуку».