11 июля 1991 года в южной части Восточной Сибири, в крае высоких горных хребтов и зеленых долин, густых хвойных лесов и широких степей, на берегу самого глубокого и восхитительного Байкала был сформирован одноименный пенитенциарный отряд специального назначения, личный состав которого профессионально уверен и спокоен, как озерная гладь в солнечный летний день, сплочен и надежен, как лед метровой толщины в конце зимы крупнейшего природного резервуара пресной воды высочайшего качества, решителен и быстр, как волны и ветра уникального древнейшего водоема, силен и опасен, как шторм на одном из самых чистых озер на планете Земля, при предотвращении и пресечении преступлений и иных правонарушений в учреждениях и на объектах УИС территориального органа. ОСН УФСИН России по Республике Бурятия продолжает проект «Герои особого назначения: 35 лет на страже закона и порядка спецназ ФСИН России» 2
Проявляя воинскую доблесть, личный состав ОСН «Байкал» 8 раз выезжал в служебные командировки для участия в восстановлении конституционного порядка и в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
В 1994 году в СИЗО-1 Улан-Удэ четверо осужденных напали на сотрудника и захватили женщину-контролера в заложники, незамедлительно потребовав транспорт и деньги. После проведения рекогносцировки местности командир назначил меня старшим снайперской группы, в которую дополнительно вошли два бойца – из СОБРа со снайперской винтовкой Драгунова и внутренних войск – с мелкокалиберной с оптикой. Преступники указали поставить автомобиль УАЗ перед воротами изолятора, за территорией, с условием – при выходе впереди них должен следовать начальник СИЗО, а замыкать группу – глава территориального Управления. Задача снайперов затруднялась малой дистанцией – от 20 до 25 метров, поэтому я дал приказ работать, когда группа подойдет под ворота учреждения, чтобы избежать рикошета от пуль. Стрелок из СОБРа брал на себя левого от заложников, второй – правого, а я – самого первого осужденного. Кроме того, в «стакане» вахты КПП находились бойцы захвата, и после выстрелов они должны были выдвинуться и обезвредить злоумышленников. В момент выхода из здания СИЗО один из захватчиков, озираясь по сторонам, крикнул «шухер». Последовали выстрелы. Осужденный, которой вел заложницу, замахнулся ножом для удара… Ситуация осложнялась для меня еще и тем, что заложницей являлась мама одного из наших бойцов, и я не имел права промахнуться. В ту же секунду моя пуля раздробила левую кисть преступника, по касательной чуть задев и заложницу. Мой следующий выстрел обезвредил второго осужденного, а дальше уже действовала группа захвата, –из воспоминаний заместителя начальника спецподразделения (с 1993 по 2000 годы) Александра Лошкарева.
За мужество и отвагу, проявленные при выполнении служебно-боевых задач, ветераны и действующие сотрудники отдела удостоены государственных и ведомственных наград. Орденом Мужества награждены 3 человека. 1 сотрудник удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени с мечами, 2 сотрудника – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Медалью «За отвагу» награждены 12 человек, медалью «За боевые заслуги» – 1 сотрудник, медалью Жукова – 3 человека. Медали «За отличие в охране общественного порядка» удостоены 8 человек.
В настоящее время пять действующих сотрудников спецподразделения имеют право ношения крапового берета.
Твердый характер, словно ледяные застывшие глыбы «Сибирского моря» зимой, помогает добиваться высоких спортивных достижений в «Байкале» 5 мастерам спорта России по самбо, по вольной борьбе, по рукопашному бою, по полиатлону и 4 кандидатам в мастера спорта по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия, по самбо и по спортивному ориентированию.
Следуя славным традициям, заложенным первыми начальниками отдела, под руководством полковника внутренней службы Алексея Котыхова ОСН «Байкал» УФСИН России по Республике Бурятия на высоком профессиональном уровне продолжает выполнять поставленные руководством задачи.
Долгих лет службы на благо Отечества!