NY Times приводит хронологию ухудшения отношений Трампа и Нарендры Моди, результатом которого стали 50% американские пошлины против индийского экспорта.
Все началось в мае этого года, когда на четвертый день военной эскалации в Кашмире Трамп твитом в соцсетях фактически сорвал пресс-конференцию МИД Индии. Представитель индийского министерства собирался было зачитать журналистам официальную информацию, но Трамп опередил его на какие-то секунды, написав в Truth, что добился полного и немедленного прекращения огня.
На лицах индийских чиновников в комнате, пишет NY Times, застыло выражение шока и гнева. Официальная индийская позиция состоит в том, что никаких посредников между Индией и Пакистаном нет и быть не может, поскольку Индия действует в этом конфликте сугубо с позиции силы. Трамп ее дезавуировал одним твитом.
Сам Моди годами выстраивал себе лидера, жестко настроенного в отношении Пакистана. Признать, что он нуждается в посредниках с Пакистаном, означало бы для него потерю лица внутри страны. В результате МИД Индии пришлось отрицать какое-либо посредничество США.
Через месяц был саммит G-7 в Канаде, после которого Трамп пригласил Моди в Вашингтон. Индийский премьер сразу же отказал, поскольку в те же дни там принимали главнокомандующего армией Пакистана Мунира. Моди опасался, что Трамп организует ему публичное рукопожатие с пакистанским генералом, что нанесло бы большой удар по его репутации внутри страны.
В итоге Моди полетел из Канады прямиком в Индию, а уже 17 июня у него состоялся телефонный разговор с Трампом. Президент США вновь рассказывал Моди о том, как добился перемирия в Кашмире, и намекнул, что в знак благодарности неплохо было бы Индии выдвинуть его на Нобелевскую премию мира.
Раздраженный Моди вежливо, но твердо отвечал, что перемирие было заключено Индией и Пакистаном без посредничества США, и сделал вид, что не понял намека про Нобелевку. После этого Трамп и Моди больше не общались.
Все последующие запросы США на телефонные беседы были отклонены индийской стороной, поскольку Моди, по словам источников NY Times в Нью-Дели, попросту не уверен в том, что после очередной такой беседы Трамп не выдаст серию твитов, не соответствующих действительности.
Собеседники NY Times уверены, что именно пакистанский, а не российский вопрос усложнил контакты Моди и Трампа, которые еще со времен первого трамповского срока называли друг друга друзьями. Но сегодня Моди впервые за семь лет прилетел в Китай, где в рамках саммита ШОС будет встречаться с Си Цзинпинем и Владимиром Путиным.
Трамп, в свою очередь, может отменить свое участие в саммите Quad (США, Япония, Индия, Австралия), который пройдет в этом году в Индии. Вообще от него как от бизнесмена ждали подхода "ничего личного, только бизнес". Но пока Трамп наоборот все переводит на личный уровень, распугивая своим нарциссизмом и маниакальным желанием стать Нобелевским лауреатом даже стратегических партнеров Америки.