Ставка на «твердые технологии»
Пока мы делаем упор на ИИ, Китай запускает сразу 3 региональных венчурных фонда и 1 государственный для инвестиций в так называемые «твердые технологии» и IT. Каждый фонд привлечет более 50 млрд юаней (более $7 млрд), государственный - Национальный венчурный фонд (National Startup Investment Guidance Fund) - 100 млрд юаней.
Основные направления для инвестиций: полупроводники, квантовые технологии, биоэкономика, нейроинтерфейсы, авиакосмос, дроны и eVTOL (летающие машины), 6G, новая энергетика и другие стратегические направления.
Госфонд будет сначала 10 лет инвестировать, а потом еще 10 лет выходить из проектов. Задача - поддержка небольших стартапов до 500 млн юаней.
3 региональных фонда заточены под ключевые промкластеры:
- Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй,
- Дельта реки Янцзы,
- Большой залив Гуандун-Гонконг-Макао.
По сути, это Китай дособирает венчурный аналог американкой Кремниевой долины. У США сложились исторически уникальные условия - возник именно рынок венчурного капитала - он и породил эту Кремниевую долину, построить еще одну такую - невозможно, даже Китай не скопирует. Это не может ни ЕС, ни Израиль - никто. Вся воронка настроенна так, что только США в «рыночном» формате будут пылесосить идеи и технологии пока силен доллар.
Переиграть или не дать им научно обдирать всех, можно, создав государственное венчурное финансирование. Китай так и делает. Так Поднебесная растила сначала «мягкие технологии»: IT-платформы, гигантов игровой индустрии и тп.
Теперь Китаю надо достроить последний элемент своего технического контура.
Чуть ранее Китай запустил новый раунд поддержки своей полупроводниковой промышленности. Бахнул на это 200-500 млрд юаней (это до $70 млрд). И это не все деньги - налоговое стимулирование, госгарантии в том числе (т.е. это не про «напечатать»).
Это в районе американской программы Chips cAt. Китай будет делать все, чтобы снизить зависимость от таких компаний, как Nvidia.
На прошлой неделе стало известно, что где-то в секретных лабораториях Китая ученые построили работающий прототип EUV-литографа. Это то, что может производить те самые передовые чипы для ИИ, смартфонов и вооружений. То, в чем сильна сейчас компания с капитализацией под $5 трлн - NVIDIA.
Глава NVIDIA Дженсен Хуанг (тот самый, кого FT назвала человеком года) тут же скис, написав в соцсети «Хэ» (запрещенной у нас), что осталось 1-1,5 года и Китай начнет отжимать и этот рынок тоже. В целом, тут можно было б поставить точку. Но есть пара важных моментов.
Как китайцы это сделали? Вражеский Reuters уверен, что машину собрала команда бывших инженеров голландской ASML — единственной компании в мире, понимающей эту технологию. Инженеры работали под вымышленными именами и занимались реверс-инжинирингом оборудования бывшего работодателя. Короче говоря, собрали новый по образцу. Комплектующие от старых литографов ASML покупали на вторичном рынке, даже на Alibaba Auction.
По сути, не имеет значения, кто конкретно и как. Имеет значение то, что это еще один рынок, где Китай опять поменяет правила игры.
Таким образом, за последние 10-15 лет Китай сорвал планы крупного западного капитала по аккумулированию средств в таких сферах, как:
- «зеленая энергетика»
- электромобили и аккумуляторы
- беспилотные системы
- цифровые валюты и крипторынок
- промышленные и бытовые роботы
- ИИ и большие языковые модели
Осталась только микроэлектроника и гонка в биоэкономике. Теперь внимание - вопрос: что должен делать гегемон, если у него отбирают последнее технологическое преимущество и формируют финансовые условия для того, чтобы его обогнать? 2026 год будет переломным в отношениях США и Китая. Такие ребята, как Маск, Тиль, Хуанг, все давно поняли… «Боливар не выдержит двоих…»©








































