Фильм «Мумия» (про мавзолей Ленина который) не смотрел, но обсуждаю.
Для меня дилеммы оставлять это всё или убирать нет, как нет её и практически у всех граждан страны, просто не все об этом знают.
Надо ли пересматривать историю и ворошить прошлое? Других проблем у страны что ли нет? Почему-то утверждается, что это аргумент за то, чтобы отвалить от Ленина.
Но дело в том, что история – это вообще достаточно живая наука, которая постоянно что-то пересматривает.
И слава богу, кстати.
Вот битвы подо Ржевом вообще не существовало в советской историографии. Мясорубка длинной в год и в антураже позиционной войны не особо вписывалась в пафосный канон советской историографии Великой Отечественной. Поэтому русских солдат, сложивших свои головы в этой битве, лишний раз не поминали.
Хорошо, что канон пересмотрели? Хорошо! Правильно!
Или оборона Брестской крепости. До конца 1950-х вообще о ней никто не знал. Последний защитник крепости майор Гаврилов, отстреливавшийся до последнего патрона, и попавший в плен только потому что потерял сознание от голодного обморока, уже в родном Татарстане чуть не умер от голода. Никто же про подвиг защитников крепости не знал, для его односельчан майор был предателем, который сдался немцам и всю войну просидел в лагере, поэтому работы и пайка ему в колхозе не дали.
Плохо ли, что про крепость вспомнили, внесли в канон, а Гаврилова в итоге наградили звездой Героя Советского Союза? Да хорошо, конечно!
Мало кто знает, но долгие годы о блокаде Ленинграда за пределами города вообще не особо вспоминали, да и в самом Ленинграде в какой-то момент запретили. При Сталине в рамках «Ленинградского дела» руководителям города вменили в вину героизацию подвига города, как возвеличивание собственных заслуг: музей закрыли, строительство мемориала на Пискаревском кладбище остановили.
Потихоньку разреши вспоминать только в конце 1950-х, к 1970-м освещение эпопеи города-героя вышло на всесоюзный уровень.
(Кстати, возвращение Блокады в научный, мемориальный и образовательный оборот - это одно из следствий десталинизации. Если кому-то не нравится «осуждение культа личности», то и про Блокаду, будьте добры, не вспоминайте, в нарративе вашего политического сегмента эта история должна быть запрещена.)
Блокада заняла своё место в истории города и страны, это самая трагичная страница геноцида русских, так что в последние годы установилась нулевая толерантность к её организаторам и отрицателям. Даже доску Карлу Маннергейму сняли: как царский генерал доску в Санкт-Петербурге он заслужил, но как главнокомандующему армии Финляндии, закрывшей северный фронт Блокады, ему в городе можно только анафему петь.
И вот как раз в разрезе Блокады стоит взглянуть на вопрос с Лениным, его трупом, памятниками, топонимами и прочим.
Дело в том, что в научном и даже публицистическом обороте отсутствует первая Блокада города, тогда ещё Петрограда. С декабря 1917 по февраль 1921 в Петрограде разразился рукотворный голод. Причем он заключался не только в том, что город снабжали практически по остаточному принципу доведя минимальную дневную пайку хлеба до 1/8 фунта или 50 грамм (в блокадном Ленинграде, как вы помните, минимальная была 125 грамм). На въезде в город стояли заградотряды, которые отбирали всю еду свыше полутора пудов веса.
К сожалению, полноценного исследования о числе жертв нет.
Можем только прикинуть.
Петроград на осень 1917 года – 2,6 млн населения, к концу Гражданской войны – 0,7 млн.
Ленинград на начало 1941 года – 2,45 млн населения, к концу Блокады – 0,55 млн.
Одну блокаду устроили Гитлер и Маннергейм, другую Ленин.
Маннергейму в Санкт-Петербурге вполне справедливо памятной доски не положено. В честь Ленина в Санкт-Петербурге проспект, площадь, улица, две станции метро, десять памятников, более сотни мемориальных досок.
Как только трагедия блокады Петрограда 1917-1921 года попадет в полноценный научный, мемориальный и образовательный оборот, как это было со Ржевом, Брестом и Блокадой Ленинграда, так все вопросы о целесообразности содержания мавзолея и сохранения памятников Ленину отпадут.