Что говорит закон?
В России существует строгая правовая защита для должников, касающаяся их единственного жилья. Согласно статье 446 Гражданского процессуального кодекса и статье 213.24 Закона о банкротстве, такое жилье не может быть продано или изъято, если только оно не обременено ипотекой. Это правило направлено на защиту людей и их семей, позволяя им сохранить крышу над головой даже в сложные финансовые времена, пишет канал "Юридическая консультация".
Жилые и нежилые объекты
Важный момент заключается в том, как классифицируется имущество должника. Например, если садовый дом зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) как нежилое строение, то единственной жилой площадью, которая может рассматриваться в контексте защиты, станет квартира должника. Это значит, что закон будет защищать именно квартиру, даже если у должника имеется другие объекты недвижимости.
Случаи изъятия жилья
Однако стоит учитывать, что на практике все не всегда так однозначно. В некоторых случаях суды могут разрешить изъятие даже единственного жилья. Это происходит в ситуациях, когда должник осознанно уклонялся от исполнения своих обязательств и его квартира не соответствует разумным потребностям по площади. Конституционный Суд России в Постановлении от 26 апреля 2021 года об этом прямо указал, что если квартира имеет площадь, значительно превышающую социальные нормы, то ее могут реализовать для погашения долгов.
Примером тому может служить случай, когда должник владеет квартирой площадью около 200 квадратных метров. Продажа такого жилья позволит не только полностью покрыть долги, но и приобрести помещение меньшей площади, что не выйдет за рамки разумных потребностей. Такие моменты следует учитывать при оценке рисков.































