Из мемуаров русской дворянки, одного из руководителей Конституционно-демократической партии Российской империи Ариадны Владимировны Тырковой (1869-1962):
«Струве, так же как и другие энтузиасты марксизма, собиравшиеся вокруг чайного стола Лиды, искренне верил, что экономический материализм принесет всеобщее благоденствие, благополучие, благоустройство. Надо только в статьях, в книгах, в лекциях хорошенько растолковать мудрое учение Карла Маркса, подготовить активных работников, способных разжечь в массах классовую ненависть. Это приведет к социальной революции, и тогда все будет отлично. Я не скрывала, что мне их программа не нравится. Туган налетал на меня:
— Неужели вы воображаете, что через 30 лет в Европе еще будет существовать частная собственность? Конечно, нет! Пролетариат все это сметет. Исчезнет к тому времени и полицейское государство. Все будут свободны. Не забывайте, что люди учатся летать. При развитии авиации полицейское государство не может существовать. Воздух не знает ни границ, ни паспортов!
Эти слова мне крепко запомнились. Доживи Туган до наших дней [1950-е гг.], он увидел бы, что самые жестокие формы полицейского государства существуют именно в социалистическом государстве, о котором он мечтал, что авиация не мешает людям громоздить между народами непроходимые барьеры, но зато помогает им свирепо друг друга истреблять. Но тогда в кружке Тугана царила единодушная и прекраснодушная уверенность в творческой силе марксизма. Я была одна из немногих, дерзавших задавать критические вопросы, сомневаться. Но где мне было спорить с такими книжниками. Для них все уже было доказанным, бесспорным...Но я твердо знала, что тут что-то не так. Пыталась возражать не от знания, от здравого смысла:
- Вы хотите передать государству всю хозяйственную жизнь? Значит, будет один только работодатель, от которого уже некуда будет спастись? Это будет аракчеевщина. Я не хочу рабства. Я хочу свободы.
На меня набрасывались со всех сторон:
- Да разве то, что теперь, свобода? Где она? Даже в Англии ее нет. Где капитализм, там неизбежное рабство. Посмотрите на рабочих. Посмотрите на наших мужиков. Что делается в деревне? Мужику куренка некуда выгнать.
Когда доходило до мужика, они начинали спорить между собой:
- Насчет мужика - это дело пустое, - говорил кто-нибудь из спорщиков. - Ульянов прав: чтобы установить диктатуру пролетариата, надо выварить мужика в фабричном котле, иначе он все затормозит. С этим куренком народники развели сентиментальности. Пора куренка бросить».
Описанные Тырковой разговоры Петра Струве и Михаила Туган-Барановского (будущего украинского националиста и одного из руководителей УНР) относятся к периоду 1890-х гг. То есть мировоззрение «пусть сдохнет миллион, зато у сотен миллионов будет 8-часовой рабочий день» не была уникальной чертой одного Ленина, но фундаментом всей идеологии марксизма.