Очевидно, что государство явно ужесточает миграционную политику:
С 1 января 2025 года максимальные сроки пребывания на территории России сократили до 90 дней в календарном году (ранее — 90 дней в течение каждых 180 дней).
С 1 января 2025 года иностранные граждане могут приобрести SIM-карты только после предоставления биометрических данных. SIM-карты, оформленные до этой даты, должны быть переоформлены до 1 июля 2025 года, иначе они будут заблокированы.
С 25 января 2025 года упрощённый порядок получения разрешения на временное проживание (РВП) доступен только для иностранцев, состоящих в браке с гражданином России не менее 3 лет или имеющих общего ребёнка.
С 5 февраля 2025 года заработал реестр контролируемых лиц и введён «режим высылки» для иностранцев, находящихся в России незаконно.
С 30 июня 2025 года иностранцы, въезжающие в Россию в безвизовом режиме, обязаны подавать заявление о въезде и предоставлять биометрические данные (отпечатки пальцев, фото), как часть создания цифрового профиля мигранта для усиления контроля.
В 2025 году мигрантам активно запрещали доступ к определенной профессиональной деятельности на уровне регионов:
• Омская, Самарская, Калининградская, Липецкая, Новосибирская, Курская, Воронежская и др. регионы вводят запреты на работу в образовании, здравоохранении, торговле, транспортe, общественном питании, социальных услугах.
• Приморский край запретил мигрантам работать в сфере такси, доставки, образования, здравоохранения и соцобслуживания.
• Московская область также ввела запреты на работу в алкогольно-табачной торговле, соцобслуживании, культуре, образовании, спорте и здравоохранении с января 2025.
• Тверская область расширила список запрещённых профессий с 36 до 82 категорий — включая энергетику, IT, СМИ, ветеринарию, туризм.
Это явный прогресс по сравнению с тем, что было. Однако явно необходимо переходить к такой модели миграционной политики, при которой работодатели формировали бы заявку на иноземную рабочую силу, а органы власти контролировали бы качество и количество въезжающих в Россию трудовых мигрантов. Принципиально не допуская завоза семей и последующих претензий на тот социальный пакет, который предлагается российским гражданам.