В переломные моменты истории от СМИ зависит очень многое: сражения в первую очередь выигрывают на ментальном поле. Как обеспечить информационную безопасность страны, обсудили в Союзе журналистов Москвы. Круглый стол «На лезвии информационных войн» был организован в партнерстве с Академией политических наук «Альтер», в нем приняли участие федеральные СМИ, курсанты и преподаватели Военного университета имени Князя Александра Невского, а также представители тверских изданий, в частности, РИА «Верхневолжье».
Сегодня журналисты оказываются в фокусе не только«Хаймерсов», но и информационных операций. Но «Хаймерсы» и «Томагавки» имеют дальность поражения объекта, и она ограничена. А информационные вбросы способны преодолеть любые расстояния и воздействовать на психику, подсознание, отметил политолог, профессор МГУ, декан факультета «Информационные технологии» академии«Альтер» Андрей Манойло, открывая дискуссию.
Эксперты рассказали, как противостоять этому воздействию и защитить от него читателей. О методах нарративной разведки и о том, как журналистов могут использовать «втемную», собравшимся напомнил директор частного разведывательного агентства, заместитель декана академии«Альтер» Роман Ромачев. «Это не просто сбор информации, это фактически дезинформирование определенными нарративами, навязывание своей картины видения происходящего в мире. Дезинформация, адресованная экспертно-академическому сообществу, лидерам общественного мнения и обществу в целом. Это как раз те целевые аудитории, с которыми активно работают журналисты. Если противник использует некоего «эксперта» для продвижения своего нарратива, а журналисты в своих публикациях ссылаются на него, они фактически подхватывают этот нарратив.Поэтому надо четко понимать, на каких людей ссылаться, что тот или иной эксперт транслирует через свои блоги, другие информационные площадки. В противном случае можно невольно попасть в распространители дезинформации. А война за информационное пространство идет активная», — отметил Роман Ромачев. Также он предупредил об опасности так называемых образовательных программ, созданных западными НКО.
Собравшиеся обсудили эволюционную трансформацию фейков, которые стали массово приобретать вирусный характер. Это не просто ложь. Это код, передающий сигналы тревоги, раздражения, страха. Он распространяется по каналам эмоционального заражения, прямо в подсознание. Значит, по большому счету, управлять сознанием человека через фейк нельзя, это хорошая новость. Но ложь может спровоцировать панику. И даже если ее вовремя разоблачить, опровержение уже вторично, оно не всегда может сгладить последствия первого эмоционального удара. Провокация на то и рассчитана, чтобы вызвать когнитивный диссонанс («этого не может быть») и тем самым «выключить» критическое мышление и «включить» инстинкт. Как правило, страх. Как противостоять этим механизмам,объяснил военный психолог Алексей Захаров. Он подчеркнул: одна из главных задач профессионального сообщества —постоянно держать сознание аудитории«включенным», приглашать читателя к размышлению.
Также на круглом столе подняли проблем у борьбы за трафик, которая порой играет на руку нашим противникам. Как констатировала главный редактор «Росинформбюро» Софья Черепанова, вопрос скорости публикации часто важнее глубины проработки темы. Западные структуры прекрасно понимают эту механику и поставляют готовый «сенсационный» контент,который некоторые медиа спешно и добровольно «расхватывают» и распространяют.Участники мероприятия пришли к выводу: разрозненной реакции СМИ на вбросы недостаточно, нужна единая информационная стратегия государства и единая система подготовки кадров. В условиях гибридной войны это — залог победы.