С сентября 2025 года в России вступили в силу новые правила, касающиеся вывоза отходов, образующихся в ходе ухода за придомовыми территориями многоквартирных домов (МКД). Ранее этот вопрос оставался без четкого правового регулирования, что приводило к множеству споров и разночтений среди управляющих организаций (УО) и товариществ собственников жилья (ТСЖ). Теперь благодаря новым правилам ситуация начинает проясняться.
Судебная практика и двусмысленности
На протяжении нескольких лет регионы страны придерживались различных подходов к тому, должен ли региональный оператор вывозить отходы, образующиеся при уборке дворов. Например, в 2019 году Минприроды России утверждало, что только отходы, образованные в жилых помещениях, могут считаться твердыми коммунальными отходами (ТКО). Однако Минстрой занимал противоположную позицию, настаивая на том, что уличный мусор и растительные отходы также входят в состав ТКО.
Вскоре Верховный Суд РФ уточнил, что твердые коммунальные отходы могут образовываться не только в пределах жилых помещений, что открыло новые правовые горизонты для регулирующих органов и операторов. Однако прежние разногласия все еще порождают множество проблем.
Новые правовые нормы и их последствия
С вступлением в силу Правил № 293, вывоз растительных отходов, таких как листья и ветки, теперь подлежит специальному регулированию. Эти отходы больше не могут складироваться на контейнерных площадках для ТКО, что означает, что УО и ТСЖ должны заключать отдельные договоры с лицензированными организациями для их утилизации.
- Растительные отходы теперь не относятся к ТКО по смыслу Федерального закона.
- Запрещено складировать подобные отходы на площадках для ТКО, что создает трудности для управляющих организаций.
На что обратить внимание управляющим организациям
Согласно новым регулированиям, если растительные отходы ранее не были включены в нормативы региона, управляющим необходимо установить отдельные контракты для их вывоза. Если же эти отходы уже учтены, то УО имеет право требовать их утилизацию в рамках существующего тарифа. Так, в ситуации, когда региональный оператор отказывается вывозить подобный мусор, антимонопольная служба должна определить, входят ли эти отходы в действующий норматив. Если да, отказ будет считаться нарушением.
В свете происходящих изменений, управление отходами и их вывоз становится актуальной темой для управляющих организаций. Учитывая сочетание новшеств и действующего законодательства, управляющим стоит внимательно следить за изменениями и адаптироваться к новым условиям.































