Гидросамолёт PBM Mariner: невидимый защитник морских границ прошлого и настоящего

Гидросамолёт PBM Mariner: невидимый защитник морских границ прошлого и настоящего

В 1937 году компания Glenn L. Martin Company начала разработку нового патрульного гидросамолёта, чтобы заменить устаревшие летающие лодки. Учитывая стремительное развитие авиационных технологий, необходимость в инновациях была более чем очевидной.

Конструкция и особенности

Согласно требованиям ВМС США, новая машина должна была выполнять задачи по разведке, бомбардировке и противолодочным действиям на дальних морских маршрутах. Видеокоманда, возглавляемая Михаилом Ваттером, разработала концепцию, которая впоследствии сформировала облик PBM Mariner. Первый полёт прототипа состоялся 18 февраля 1939 года. С необычной конструкцией свободнонесущего крыла "чайка" и глубоким фюзеляжем, этот гидросамолёт выделялся на фоне своих предшественников и моментально привлёк внимание военных.

В сентябре 1940 года началась серийная сборка PBM-1, став первой в своём роде машиной с убирающимися концевыми поплавками. Эта особенность значительно улучшила аэродинамические характеристики, повысив скорость полёта.

Боевой путь и достижения

PBM Mariner вступил в строй перед началом Второй мировой войны и быстро проявил свою эффективность. Первоначально он использовался для нейтралитетных патрулей в Атлантике, но после атаки на Перл-Харбор его задействовали в полном объёме. Он показал великолепные результаты в битве за Атлантику, став первым самолётом, которому удалось уничтожить немецкую подводную лодку U-158.

К середине войны Mariner оказался на передовой в Тихом океане, участвуя в патрулировании, бомбардировках японских баз и спасении летчиков. За всё время конфликта было потеряно всего 15 машин, что является низким показателем для боевой авиации того времени.

Послевоенное наследие и дальнейшее развитие

После окончания войны более 500 PBM оставались в строю во время Корейской войны, в основном выполняя поисково-спасательные миссии. Такие операции, как спасение экипажа сбитого P2V-5 Neptune, олицетворяли этот легендарный самолёт.

Производство Mariner продолжалось с 1938 по 1949 год, и в это время было выпущено 1366 экземпляров. Модернизации, направленные на улучшение боевых характеристик, позволили выпустить различные версии, включая PBM-3 и PBM-5. Finishing off the situation, интерес к этому самолёту продолжает существовать: его успех вдохновил создание ещё более крупного Martin JRM Mars — самого большого серийного гидросамолёта в истории.

Источник: Культурный код

Лента новостей