Святой Юстин Мученик (ок. 100–165 гг. н.э.), раннехристианский апологет и философ, высоко ценил Платона, видя в его учении частичные истины, заимствованные из ветхозаветных пророчеств (в частности, от Моисея) или полученные через Логос (Слово Божие, отождествляемое с Христом). Юстин сам прошёл через платонизм в своём философском пути, но в итоге отверг его как неполный, найдя полноту в христианстве, которое он называл «истинной философией».Влияние платонизма на Юстина и его критикаВ «Диалоге с Трифоном Иудеем» (гл. 2–8) Юстин описывает свой путь: после стоиков, перипатетиков и пифагорейцев он обратился к платоникам и нашёл в их учении о созерцании идей «крылья для ума», полагая, что скоро узрит Бога, ибо «это цель философии Платона». Однако встреча со старцем (символизирующим христианское откровение) убедила его в ограниченности платонизма: души не бессмертны по природе (как учит Платон в «Тимее»), а получают жизнь от Бога; философы ничего не знают о душе точно, и их учения приводят к фрагментации знания (платонисты, стоики и т.д.), а не к истине. Старец критикует идею предсуществования душ и их бессмертия как божественной частицы, подчёркивая, что только Бог не рождён и нетленен, а души созданы и подвержены наказанию. Юстин заключает, что философы вроде Платона и Пифагора, «эти мудрецы, бывшие стеной и твердыней философии», упустили ключевые истины, и истинное знание — от пророков и Христа.
Несмотря на критику, Юстин цитирует Платона положительно: в гл. 3–4 «Диалога» он соглашается, что «Божество можно узреть не глазами... а только умом, как говорит Платон», и приводит слова Платона о «глазе ума», данном, чтобы видеть Сущность, «причину всего умопостигаемого... превыше всякой сущности, неизреченную и необъяснимую, одну почтенную и благую».
В гл. 8 «Первой Апологии» Юстин сравнивает платоново наказание нечестивых Радамантом и Миносом (из «Горгия» и «Федона») с христианским вечным наказанием Христом, но без ограничения в тысячу лет, подчёркивая превосходство христианства.
В «Апологиях» Юстин считает, что Платон участвовал в Логосе, делая его (как Сократа и Гераклита) «христианином», хоть и считавшимся атеистом: «Те, кто жили с Логосом, — христиане... как среди греков Сократ, Гераклит и подобные им» (I.46). Всё верно сказанное философами принадлежит христианам, ибо от Логоса (II.13). Юстин полагает, что Платон знал Бога и говорил истины о наказании нечестивых, бессмертии, суде и творении, и даже предполагает его спасение через знание Логоса.
Юстин использует Платона для апологии христианства перед язычниками, показывая преемственность, но настаивает: философия — лишь семя, а Христос — полнота истины.









































